Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Ваше мнение»
Вы хотите запомнить сайт «Ваше мнение»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Не любое мнение достойно уважения

Поиск по блогу

Зачем нам нужен памятник Солженицыну

развернуть

Большую часть жизни я прожил рядом с улицей Солженицына, ходил по ней едва ли не ежедневно, идя по ней десять лет назад в августе 2008 года, я и узнал, что писателя больше с нами нет.

Тогда она носила мрачноватое название Большая Коммунистическая, и, по иронии истории, была одной из наиболее сохранившихся улиц старой Москвы с шикарными купеческими усадьбами, соперничавшими в роскоши с дворцами аристократов, античными барельефами на особняках, доходными домами в стиле «модерн со львами» и парящей над всем этим церковью Мартина Исповедника. На этой же улице и величественный классицистический храм Матвея Казакова, посвященный некогда в книгохранилище. Сегодня это снова церковь, куда мы ходим на службы и где крестили мою дочь.

А пройдя по улице до конца можно выйти к Спасо-Андроникову монастырю, посреди которого стоит древнейший в Москве храм, в котором похоронен святой иконописец Андрей Рублев.

Теперь среди этой роскоши неизгаженной былой России может появиться памятник её защитнику и певцу – Александру Солженицыну, аккурат на пустыре, оставшемся от сноса палаткообразного кафе между домами 11 – усадьбой купчихи Пелагеи Кононовой, и 13 усадьбой городского головы Москвы мануфактур-советника И.А. Колесова.

Солженицын очень любил эту Таганскую часть Москвы – небедную, мастеровитую, купеческую, богомольную. Описание им храма Никиты Мученика на Швивой горке, над Яузой способно растрогать до слез. Думаю, самому Александру Исаевичу было бы приятно находиться в окружении этих работящих людей, добившихся богатства своим трудом и смекалкой. Семейство его матери, Щербаки, за одно поколение, усилиями деда, полуграмотного и смекалистого малоросса Захара Федоровича Щербака, поднялось из поденных рабочих до первостатейных предпринимателей-аграриев Юга России.

Фото: Зинин Владимир/ТАСС

С идиллической картины дома Щербаков («Томчаков») начинается первый акт созданного писателем исторического эпоса – «Август четырнадцатого». Красное колесо раздавило Щербаков, как и сотни тысяч других людей, вся вина которых была в том, что они умели создавать, а не только разрушать до основанья, а затем.

Захара Фёдоровича, презрев «классовый подход, долго скрывали и кормили его бывшие рабочие, но в 1930 году ГПУ всё-таки нашло его и увело, рассчитывая заставить классового врага сдать мифические «спрятанные миллионы». С того ареста дед Солженицына уже не вернулся, упокоившись где-то в безымянной могиле.

Без этих корней невозможно понять Солженицына. Ни его личной боевитой предпринимательской жилки, феноменального трудолюбия и усидчивости, умения устраивать жизнь и защищать свои права, так контрастирующих со стилем окружавшей его литературной богемы. Ни его рациональной влюбленности в старую Россию, как в общество, где можно было трудиться, создавая свою собственность и богатство своими руками, где человеку дела не нужно было гоняться за миражами демократии и социализма, прогресса и прав человека, когда можно было конкретными действиями и по уму устраивать свою и общую жизнь.

Без этих корней невозможно понять, конечно, и того неприятия Солженицыным коммунистической системы, которая убила эту жизнь, а его самого и таких как он ограбила и лишила «и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей».

Советчина была для Солженицына убийственной антижизнью, раковой опухолью, уничтожающей жизненные силы русского народа. А с онкологической антижизнью церемониться нельзя. Как она не станет церемониться с собой – её нужно вырезать скальпелем, облучать рентгеном, травить химией, изводить и засушивать «народными средствами», которые самому писателю в борьбе с собственным раком помогли, кажется, более всего.

Этот процесс излечения исключительно мучителен, как показано в «Раковом корпусе», порой практически сводит с ума, слишком часто не оканчивается победой. Однако альтернатива ему одна – торжество антижизни над жизнью в момент смерти, даже если смерть спокойная и перед нею тебя отпустили «на побывку», чтобы не портить статистику медучреждения.

Не лечить, а значит – не мучить, Солженицын не мог. Именно этих мучений и не могут ему простить фанатичные сторонники метастаз.

В ненависти к Солженицыну, которая грозит и предполагаемому рядом со мною памятнику, есть нечто иррациональное, необъяснимое политической логикой.

Разве это Солженицын первым начал «клеветать на товарища Сталина»? Нет. Сотни и сотни авторов до Солженицына, от бежавшего из лагерей Ивана Солоневича до советского вождя Хрущева с разных позиций разоблачали сталинские преступления.

Несомненно, большая заслуга Солженицына в том, что он показал – никакого «сталинизма» не было, был ленинизм, была коммунистическая ненависть к исторической России, устремленная к её разрушению и уничтожению всех сопротивлявшихся слоев русского народа. Но и тут Александр Исаевич не был первым – об этом писали и тот же Солоневич, и историк красного террора Мельгунов, и многие другие.

Но, может быть, Солженицын «клеветал» на советский строй талантливей прочих и именно поэтому заслуживает особой ненависти? Однако его враги и это отрицают. Среди них распространена точка зрения, что Варлаам Шаламов писал о сталинских лагерях талантливей Солженицына, коего они стремятся выставить бездарностью. Казалось бы, тогда логичней ненавидеть именно его, но нет… особой ненависти к троцкисту Шаламову у них не обнаруживается.

Но может дело не в лагерях, а в антисоветизме, диссидентстве, атаке на социалистический строй, при котором сотни миллионов человек жили счастливо, ели пюре в детсадике и стояли в очереди за кефиром, а их выбросили в ужасы капиталистической системы, где детсадики стали платными, а очередей не стало вообще? Однако нет.

Солженицын не был главным диссидентом Советского Союза. Скорее он был диссидентом среди диссидентов – отвергал демократию, западничество, еще в брежневские времена предостерегал против поспешных «рыночных реформ» и угрозы со стороны международных финансовых организаций типа МВФ.

Однако вся ненависть достается именно Солженицыну, а не, к примеру, академику Сахарову, чьи прямые идеологические последователи устроили нам ад 1990-х.

Не так давно скончавшийся писатель Владимир Войнович, прославился на ниве самых грязных антисоветских памфлетов с отчетливым русофобским душком. Разве провожала его в могилу свистом вся та клака, что борется с Солженицыным? Даже не заметили, а кто-то еще и похвалил. За что? Правильно, за клевету Войновича на Солженицына. Нет, и не в антисоветизме дело.

Может быть дело в мифическом «переходе на сторону внешнего противника»? На эту тему напридумано действительно много, от «литературного власовца», до «призыва разбомбить СССР атомными бомбами».

С власовцами, в отличие от своих оппонентов, фронтовик и дважды орденоносец (орден Отечественной войны – 1943, орден Красной Звезды – 1944) капитан артиллерии Солженицын лично воевал на фронте, о чем и рассказал в «Архипелаге», а потому имел и полное право сказать, что это были несчастные люди загнанные в капкан между двумя ненавидевшими русский народ и желавшими ему смерти силами.

Еще смешнее, когда с «солженицынскими фальсификациями истории войны» полемизируют при помощи… топорной фальшивки – поддельного «открытого письма маршала Чуйкова», состряпанного лет двадцать назад в неокоммунистической прессе.

Про «бомбу» речь идет о чистой выдумке. Когда просишь подтвердить её конкретной цитатой, то собеседник начинает юлить и приводить ссылки на разные солженицынские тексты, в расчете на то, что ты их не читал – одна беда, я всех их читал и отлично знаю, что подобный «призыв» нигде не содержится. Он бы попросту противоречил убеждениям Солженицына, призывавшего Америку не пытаться «помочь» освобождению России от коммунизма, отказавшемуся встречаться с президентом Рейганом (из-за русофобии его советников и призывов американских генералов прицельно разбомбить русские области СССР), отказавшемуся от американского гражданства. Писатель осознавал, что клятва предполагала обязанность воевать против всех противников США, а значит, возможно, и против России.

Сотни действительных перебежчиков и изменников – все эти Резуны, Калугины и прочие не удостаиваются и сотой доли адресованной Солженицыну ненависти. Нападчики не идут громить книжные магазины, заваленные бреднями Резуна и ему подобных (Да и за что громить-то? Товарища Сталина восхваляет, 37-й год оправдывает, – да тут хоть в мавзолей неси), вся их ненависть снова сосредоточена на Солженицыне.

Ну и венец глупости – «Солженицын развалил СССР». Это об идее Солженицына в работе «Как нам обустроить Россию» создать союз России, Украины, Белоруссии и Казахстана, то есть единое русское государство. И вновь предельный цинизм. Этот текст был обнародован 18 сентября 1990 года, когда СССР трещал по швам, когда во многих республиках Союза уже пришли к власти сепаратистские правительства, когда Горбачев начал экономическую блокаду Литвы, когда уже три месяца прошло с принятия печально знаменитой «Декларации о государственном суверенитете РСФСР».

Предстоящий распад СССР был очевиден к этому моменту всем, а имена его организаторов – от Горбачева, Шеварднадзе, Ельцина, до Гамсахурдии, Прунскене, Чорновола были у всех на слуху. Работа Солженицына среди этой общей атмосферы распада ставила один вопрос: как бы самим русским не распасться.

Писатель предлагал единственно представлявшееся ему логичным решением: не дать мертвому утащить с собой в могилу живого, не дать советской системе расчленить и убить русский народ, а для этого создать общее государство всех трех ветвей русского народа. В 1990 году еще было не поздно начать к этому подготовку, а разбегание окраин сделать цивилизованным – без геноцида русского населения, потоков беженцев и введения расистской сегрегации на граждан и «неграждан».

Призыв Солженицына не был услышан. Как не был услышан и его призыв к Ельцину в августе 1991 не признавать административные границы республик государственными, добиваться возвращения Крыма, Южной Сибири, Нарвы. Добиваться, чтобы референдум о независимости Украины проходил не всей республикой, а по областям, чтобы дать возможность Донбассу не ехать на Запад в одной упряжке со Львовом. Как не был услышан его призыв устранить нелепое, дискриминационное для русских административное устройство внутри самой РФ, обрекающее нас на разгул сепаратизма и вечный страх повторения Россией судьбы СССР.

Подлинных организаторов той катастрофы (и живых и мертвых) те же самые деятели, что борются с Солженицыным, не травят даже с сотой долей энергии. Потому приходится делать вывод, что подлинные причины ненависти к писателю со стороны организаторов антисолженицынской компании бесконечно далеки от декларируемых.

Солженицына ненавидят не за то, что у него было общего с антисоветчиками, диссидентами, антисталинистами, антикоммунистами, критиками советской имперской модели, а за то, чем он от них отличался.

А чем он от них отличался?

В отличие от большинства диссидентов (убежденных западников, веривших в «демократию, рыночную экономику и права человека», а еще больше в «право на эмиграцию»), Солженицын имел положительный русский идеал. Этот идеал – не Запад, но дореволюционная царская Россия, органичное продолжение истории которой было бы, конечно, для нас куда лучшим будущим, нежели революция.

Высшей ценностью для Солженицына был русский народ, сохранение его идентичности, выживание и развитие. Он был категорическим противником принесения исторической жизни народа в жертву абстракциям – коммунистическим или либеральным.

Именно Солженицын обратил внимание на такое явление, как русофобия нашей образованщины, ставшей из советской неприкрыто западнической, и вступил с ним в полемику, позднее развитую его ближайшим другом и соратником академиком Игорем Шафаревичем. Продолжил полемику с русофобами Александр Исаевич и в годы изгнания, разоблачая бредни американских профессоров типа Ричарда Пайпса, натравливавших президента Рейгана и американский истеблишмент не на коммунистическую систему, а на русский народ.

Получив возможность вернуться к участию в общественной жизни России, Солженицын выступил самым непримиримым оппонентом ельцинского курса разрушения страны. Он первый заговорил не только о несправедливости границ, о дискриминации русских в ходе парада суверенитетов, но и о геноциде на Кавказе, о ненужных чиновникам потоках беженцев из Средней Азии, о нашествии нелегальных и полулегальных мигрантов, о разграбе приватизации и авантюризме «рыночных реформ».

Его выступление в Госдуме в 1994 году и памфлет «Россия в обвале» были тем более убедительной квинтэссенцией неприятия духа 90-х, что сформулированы были не с позиций советской ностальгии, а из жизненных интересов русского народа.

Не менее определенно Солженицын обозначил и наши внешние интересы.

Еще в 1978 году, в перевернувшей мировую политическую мысль Гарвардской речи, он сформулировал принцип: мир это сообщество самобытных исторических миров, цивилизаций, среди которых есть место и России. Запад – только один из этих миров. И часть не может подменить собой целое, не может диктовать законы всему миру, тем более, что сам Запад далеко отступил от тех христианских принципов, которые когда-то его создали.

Солженицын призвал и Россию и Запад отказаться от безумного бунта против Бога – у одних выражающегося в воинствующем коммунистическом атеизме, у других в либеральном потребительском обществе, отойти от идей французских просветителей, и вернуться на путь Традиции.

Нельзя не заметить, что эта политическая философия, вкупе с солженицынской критикой расширения НАТО, легла в основу современной политики путинской России, геополитики «мюнхенской речи» – установка на цивилизационный суверенитет, неприятие натовского наступления, готовность России стать центром здоровых традиционных сил всего мира, неприятие капитуляции перед русофобским либеральным миропорядком.

Возвращение Крыма – это прямое исполнение солженицынского завета, задания, которое он ставил в письмах, статьях, интервью, начиная с 1991 года.

Мы наблюдаем, как на наших глазах сбывается и еще одно солженицынское пророчество. Уже на рубеже 1970-80-х писатель начал предсказывать, что Западу предстоит пройти через свою коммуно-тоталитарную диктатуру, не менее поработительную для человека, нежели советская. Главное нам, русским, получив в ХХ веке прививку, не соблазниться на второе издание той же болезни.

Наблюдая за сегодняшней тоталитарной толерантностью, превращающей Европу в Гейропу, а Америку в болото, невозможно не признать, что Солженицын и тут оказался прав. И этого вновь не могут ему простить.

Для самой России солженицынское наследие – это противоядие против революций. Его «Красное колесо», особенно «Март семнадцатого» – мощнейший манифест против революционного зуда и «феврализма». Это анатомия политического безумия, когда общество ради нелепых фантазий, поддаваясь на клевету и провокации иностранных агентов, уничтожает своё органическое развитие и устраивает себе такие «перемены», которые убивают большинство их участников и инициаторов.

Почему любители революций всех мастей так боятся включения солженицынских произведений в школьную программу? Тогда наш школьник поймет (из «Архипелага ГУЛАГ»), чемзаканчивается желание устроить встряску «до основанья, а затем». Из «Марта семнадцатого» – кто и как такие встряски готовит и производит. А кто предупрежден, тот вооружен.

И вот, пожалуй, главное в наследии Солженицына: выраженное и в его прозе, и в его публицистике, страстное желание нормальности: русский народ имеет право на спокойное органическое развитие, на то, чтобы им правили цари, а не диктаторы, чтобы его реформаторами были Столыпины, а не Гайдары. Чтобы наш народ мог оставаться собой, богатеть из поколения в поколение трудом своих рук, верить в своего Бога, завещанного святыми и преподобными. Не лезть в чужое, но не отдавать ни крохи своего, ни у кого ничего не просить, ни перед кем не унижаться – ни перед вертухаем, ни перед начальником, ни перед чужеземцем.

Солженицын нам указал на то, что историческая традиция народа – это не косность, а вечная самообновляющаяся преемственная жизнь. И предупреждение о том, как дорого может обойтись желание оборвать и растоптать эту жизнь во имя головных заграничных утопий и своеволий.

Для России нет лучшего будущего, чем её прошлое. И пусть памятник Солженицыну на улице, почти не изуродованной рубцами ХХ столетия, служит об этом напоминанием.


Источник →

Опубликовано 04.08.2018 в 17:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Микола Ульянов
Микола Ульянов Валентин Стефаненков 4 августа, в 22:49 Нобелевкой лжи Солженицына прикрыли убийство  3 млн вьтнамцев.И именно это суть.Остальное толкования.СССР близок был в ООН к созданию суда над США. Текст скрыт развернуть
2
maslovrnd Маслов Александр Иванович
maslovrnd Маслов Александр Ивано… 4 августа, в 19:32 Уже одному дебилу-алкоголику Ельцину создали музей в Екатеринбурге. Пора его убирать. Но тут появляется новый дятел и крутить туже пластинку. Какой он писатель? В его работах одна политика с наглым враньём. Хорошо ему Запад проплатил и он обгадил Россию.
Текст скрыт развернуть
14
Валерий Степкин
Валерий Степкин 4 августа, в 19:38 эка куда завернул ! прям таки герой сей солженицын . который пороху и не понюхал за всю войну. а сумел таки проявить предпринимательскую жилку получив и орден и выгодную отмазку от фронта где пули свистят и осколки летят во все стороны.    и оказывается еще и герой в том, что ельцину делал замечания  , что тот не туда завернул. Текст скрыт развернуть
9
Uriy Groshew
Uriy Groshew 4 августа, в 19:41 ....Нам он --НЕ НУЖЕН!  Он был нужен Хрущеву -что бы очернить Сталина! Он нужен сегодня ...либерастне...для тех же целей! Ибо экономика Сталина - была самой эффективной в мире!
 И либерастню всех мастей...он успешно прижал к ногтю!
Текст скрыт развернуть
12
Сергей Замыслов
Сергей Замыслов 4 августа, в 20:32 осиновый кол - единственный памятник, которого достойно это ничтожество. Текст скрыт развернуть
16
vsapanasevich Сфен
vsapanasevich Сфен 4 августа, в 20:40 Дерьмовая статья о дерьмовом человеке. Явно заказная!!! Текст скрыт развернуть
15
Александр Щелоков
Александр Щелоков 4 августа, в 20:50 В Америке ему памятники пусть ставят. Текст скрыт развернуть
12
Кирилл Николаев
Кирилл Николаев Александр Щелоков 6 августа, в 12:08 Вот именно. Текст скрыт развернуть
0
Andrusia-12
Andrusia-12 4 августа, в 21:27 Нам это дерьмо не нужно. А Вам? Текст скрыт развернуть
7
Пётр Лычагин
Пётр Лычагин 4 августа, в 21:30 на пенсии нет денег а памятники ставить всяким ублюдкам деньги есть---кто нами руководит? правительство пиндосов Текст скрыт развернуть
10
Сергей Шубин
Сергей Шубин 4 августа, в 22:02 Зачем ? Он просто не нужен  . Он призывал конгресс США бомбить СССР , нас с вами , ваших матерей, детей . Хотел сровнять все с землей. За это ему дали премию . Текст скрыт развернуть
11
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova 4 августа, в 22:12 Последнее, что я читала Солженицина - "Как нам обустроить Россию", где автор весьма высокомерно поучает нас, представляясь себе этаким перестроечным Львом Толстым. Нет, я без памятника Солженицину спокойно обойдусь! Достаточно сохранившейся российской древности на "Большой Коммунистической"! Текст скрыт развернуть
8
Тамми Кравцова Татьяна Ивановна
Тамми Кравцова Татьяна Ивановна 5 августа, в 00:09 А ведь, действительно, почти никто не удосужился прочесть всю статью. Споткнулись о памятник и - понеслось! Солженицын раздражал все власти тем, что был убеждённым монархистом и призывал к возврату монархии со всеми атрибутами России до 1913 г. Но он был и советским капитаном артиллерии с 2 боевыми орденами - слов из песни не выбросить (можно, правда, не замечать, так удобнее праведный гнев демонстрировать). Солженицын, по крайней мере, всё что ни делал в своей жизни, делал "на совесть" - прав или нет, но доводил начатое до конца, как понимал. А памятник - дело 25-е. 
К слову сказать, как человек (сужу по прочитанным автобиографическим заметкам и высказываниям о нём близко знавших его людей) мне лично он не нравился, но для России он сделал больше, чем Гайдар-Чубайс-Медведев и иже с ними. 
Текст скрыт развернуть
-5
ashik kasper
ashik kasper 5 августа, в 00:31 Нам памятники ПОДОНКАМ не нужны!!! Текст скрыт развернуть
6
Иван Гордиенко
Иван Гордиенко 5 августа, в 00:34 Эту "глыбу" создали англо-саксы в период разрушения СССР. Тогда все, что было связано с СССР критиковалось, обгаживалось и на этой волне поднялась целая свора разрушителей СССР. Свое подлое дело они сделали, печатая на деньги хозяев пасквили. СССР было закрытое государство и многие хотели больше информации, слушая провокаторские радиостанции и читая опусы предателей. Там использовался прием Геббельса, чем больше вранье, тем быстрее ему поверят. Так оно и произошло, особенно во всегда недовольном либеральном гадюшнике. Сам Солженицин признавался, что в его опусах цифры- это авторский прием и никакого соответствия реалиям они не имеют. Это не смущает либералов, поднявших флаг уничтожения России. Для них Солженицин - это идол правдоруба, а то, что он врал - это не беда. Эта англо-саксонская глыба внесла свою лепту в своре предателей в развал Союза. И не памятник ему ставить надо, а сжечь останки и развеять по ветру, чтобы еще где-нибудь такая гнида не родилась. Текст скрыт развернуть
6
владимир шкляев
владимир шкляев 5 августа, в 02:50 Солженицын антипод советской системы мировоззрения. Путинская же модель строительства,по признанию пресс-секретаря  президента Пескова, уповает на монархические идеалы.Отсюда  вояжи  т.н  "престолонаследников" в Россию,их встречи с  близким окружением Путина,концентрация власти в руках одного человека-президента,ряженые казаки и многое другое.Видимо,России в будущем хотят навязать конституционную монархию. Правда русского  там слишком мало.Для  космополитическо-олигархической власти   уже не столько важно скрывать.Народ готов вынести  и не такие реформы.Он стал подобен пластилину и примет любое решение власти.
Текст скрыт развернуть
4
Владимир Меглинский
Владимир Меглинский владимир шкляев 5 августа, в 11:11 Вероятно, да. Текст скрыт развернуть
0
Мила Мила
Мила Мила 5 августа, в 15:54 ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ПАМЯТНИК СОЛЖЕНИЦЫНУ
==================================================
Чтобы закидать камнями и заплевать!!!!!!
Текст скрыт развернуть
3
Владимир
Владимир 5 августа, в 21:29 Не нужен
Текст скрыт развернуть
1
Ирина Сабаева
Ирина Сабаева 7 августа, в 20:48 Я бы тоже памятник не ставила. Время все расставит по своим местам. Но памятника он не заслужил. Не любил он Россию,обижен он был на нее. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 34
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Юрий Гаврилов
Значит конец света наступит вскорости.
Юрий Гаврилов Наша "серая совковая" жизнь

Facebook Like Box

Последние комментарии

Юрий Гаврилов
Значит конец света наступит вскорости.
Юрий Гаврилов Наша "серая совковая" жизнь
Леонид Пиган
Завлекаю.Это -до первой крови.
Леонид Пиган Вы хотите кардинальных изменений в стране?(опрос)
Яромиръ Вольный*
Валерий Шапоров
Antanas Kuzminskis
Правильно написано.БлагоДарю.
Antanas Kuzminskis КЕМ БЫ ВЫ БЫЛИ БЕЗ НЕГО, НЕГОДЯИ, ПРЕДАВШИЕ СТАЛИНА!