Ваше мнение

102 216 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна
    Американские политики множество раз вмешивались в самые разнообразные выборы по всему Миру ( кстати, во времена Ель...Как президент Пут...
  • Оксана Головенко
    Да дело не в нём... Луки уже, считай, нет - а дела его остались ...Он с 10-го года болтает всякую дичь - вот и доболт...Дмитрий Ольшански...
  • Дед Воевода
    Рукотворная ковидная истерика имеет цель уничтожить последние признаки советской свободной и счастливой жизни, носите..."Мы возвращаемся ...

Российскую помощь гражданам при пандемии сравнили с иностранной

Саудиты компенсируют жителям страны 60% потерь в зарплатах

 

Борьба с коронавирусом в узком смысле — это карантин, усилия медиков и фармацевтов. Но коронавирус давно и прочно стал уже не только проблемой здравоохранения. В этом смысле экономические антикризисные программы, которые принимают по всему миру, направлены на преодоление социально-экономических и, возможно, политических последствий пандемии. В чем главное отличие российской программы и как это отличие оценить?

Российскую помощь гражданам при пандемии сравнили с иностранной
фото: flickr.com

Что такое антикризисные программы, каким бы правительством и в какой бы стране они ни были подготовлены? Набор известен. Налоговые льготы, включая каникулы, льготные кредиты за счет прежде всего снижения ключевой ставки Центробанка, отсрочка выплаты долгов, дополнительные госрасходы. Все это налицо и в российской правительственной программе. Есть кредитные каникулы для граждан и малого бизнеса, есть финансовый пакет, зарезервированный на поддержку экономики. Но с самого начала есть и специфические особенности.

Во-первых, не полностью ясен механизм предоставления господдержки. Пока все внимание как правительства, так и лоббистов отдельных отраслей сосредоточено на уточнении перечня тех отраслей и стратегических предприятий, которым государство будет помогать в приоритетном порядке.

Но как именно поддержка будет предоставляться? Если все будет происходить в ручном режиме, есть немалая вероятность того, что список первоочередников в очереди за госденьгами будет мало отличаться от списка чемпионов получения госзаказов. А это точно не гарантия того, что средства получат те, кто больше всего в них нуждается.

Во-вторых, российский ЦБ свою ставку не снижает. Его кредитная политика антикризисна, вероятно, тем, что ставка не повышается. Любопытно, что «базовый сценарий» ЦБ исходит из того, что «негативные эффекты будут сконцентрированы внутри II квартала текущего года». «Во второй половине года по мере смягчения ограничительных мер в России и мире экономика будет возвращаться к обычному режиму функционирования», — заявила Эльвира Набиуллина. При этом Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, экспертный орган, работающий прежде всего на российское правительство, выпустил прогноз, согласно оптимистическому варианту которого российская экономика погружается в двухлетний кризис. Как один «сценарий» согласуется с другим? Без ответа остается и следующий вопрос: в какой мере свои антикризисные действия ЦБ согласует с правительством (и наоборот)?

В-третьих, есть вопросы по поводу собственно объема господдержки. Нам говорят, что к весне 2020 года в «финансовой подушке» властей аж 17,7 триллиона рублей, или 17% ВВП. Это все резервы, какие есть. Общая цифра понадобилась для того, чтобы вселить в граждан уверенность в победе над кризисом. Но оперировать надо не общей пропагандистской цифрой, а объемом реальной поддержки экономики.

Bloomberg пишет о том, что Россия готова потратить на борьбу с кризисом 2–2,5% ВВП. Это меньше, чем другие страны (антикризисная программа США, по оценкам, превышает 10% ВВП), что с учетом болезненности для России падения цен на нефть может привести к более глубокому кризису и трудному выходу из него. Алексей Кудрин считает, что текущая правительственная программа оценивается примерно в 5% ВВП, ее следует расширить до 7–8%. Бесспорно одно: господдержка российской экономики сейчас существенно ниже, чем в кризис 2009 года, когда она оценивалась примерно в 10% ВВП.

Есть и еще одна очень важная сторона. До сих пор речь шла о поддержке экономики, за рамками оставалась отличительная черта нынешнего кризиса, его неразрывная связь с коронавирусом. Этот кризис ударил прежде всего не по банкам и не по рынкам, а непосредственно по людям, столкнувшимся с небывалой угрозой их здоровью и жизни. Удар коронавируса был усугублен карантинной остановкой экономики, сопутствующим ростом безработицы и падением доходов населения. В этих условиях в господдержке в первую очередь нуждаются сами граждане.

В США непосредственно граждане в рамках антикризисной госпрограммы получат в общей сложности почти $300 миллиардов наличными. Прямую и безусловную денежную поддержку получают потерявшие в частных компаниях работу англичане (по 2500 фунтов стерлингов каждому) и канадцы (по 2000 канадских долларов). Во многих европейских странах на период пандемии отменили коммунальные платежи. В Саудовской Аравии, бюджет которой, как уверены в Москве, больше российского страдает от падения нефтяных цен, принято решение за счет государства компенсировать 60% потерь из-за коронавируса в зарплатах сотрудников частного сектора.

Ничего соизмеримого в России не сделано. Есть повышение максимального пособия по безработице с 8 тыс. до 12 300 рублей, до уровня МРОТ. Алексей Кудрин предложил на время кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19, временно увеличить пособие по безработице и МРОТ.

Параллельно, правда, объявлено о введении налога на доходы частных лиц по вкладам и вложениям в ценные бумаги, что сделано, пожалуй, несвоевременно. Во всяком случае, эта мера явно диссонирует с мировой антикризисной практикой. Пока федеральная власть медлит с массовой поддержкой граждан, есть инициативы регионов. В Москве, например, пенсионеры получают в качестве компенсации за пребывание в карантинной самоизоляции по 4 тысячи рублей.

Но все равно российская власть в долгу перед гражданами. Об этом прямо свидетельствует международный опыт.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх