Ваше мнение

102 210 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    А те. кто не прививался и не болел. обязаны оплачивать больничный тем. кто привился и заболел?Не сделавших прив...
  • Татьяна Климашина Медведева
    Да как же их убрать? Им в ВУЗе выдают дипломы, профессия СПЕЦИАЛИСТ. Новшество Минпросвещения. Если раньше сотрудники...Убери со всех пос...
  • петр кам
    Ну да,чтоб не повышать зарплаты-и бомжей работать позовут,лишь бы барыши не упали.Работодатели в от...

Татьяна Воеводина. Назад к советской школе?

Татьяна Воеводина. Назад к советской школе?

Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу!  Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась. А западнические эксперименты её вконец добили. Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.

Но можно ли возродить советскую школу? Очевидно, нет. Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени. Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт. Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества. Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.

И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной? Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить. Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время.  Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.

Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами –  принудительная всеохватность средним образованием.

В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным. А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала  дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования.  Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн.  В 70-е всем принудительно давали среднее образование.

Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним. Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить. И им всё равно выдадут аттестат. А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность. Так уж устроена человеческая натура, ценит человек  лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому. Среднее образование этого свойства лишилось.  Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил. Учителя стали обязаны тащить любого. Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».

Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.

Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран. Только не надо про Космос и прочее! Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности. Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».

Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием. Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических. Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал  всеобщим,  а оттого малоценным.

Так какую же школу мы хотим возрождать?

Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода. Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект  «Сталинский учебник»). Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.

Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка. Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов. Ну а  дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п.  Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие! Немногие! И вузов должно быть немного.  Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.

Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи. А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников. Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков. Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.

Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью. Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/109899/36757/-

Картина дня

наверх